Безопасность. Обзоры. Ноутбуки. Звуки и карты. Windows

крупные государственные сельскохозяйственные предприятия, техническая база колхозов, один из рычагов государственного руководства колхозным производством.

Пер-вая МТС об-ра-зо-ва-на в 1928 году в Бе-ре-зов-ском районе Одес-ско-го округа на ба-зе трак-тор-ной ко-лон-ны сов-хоза имени Т. Г. Шев-чен-ко. Мас-со-вая ор-га-ни-за-ция МТС, раз-вер-нув-шая-ся с 1929 года в пе-ри-од про-ве-де-ния кол-лек-ти-ви-за-ции (по-ста-нов-ле-ние СТО от 05.06.1929 года), рас-смат-ри-ва-лась вла-стью в ка-че-ст-ве главного сред-ст-ва по-вы-ше-ния про-из-во-ди-тель-но-сти тру-да в зем-ле-де-лии и де-мон-ст-ра-ции пре-иму-ществ кол-лек-тив-ных хо-зяйств пе-ред еди-но-лич-ны-ми.

Пер-во-на-чаль-но МТС - ак-цио-нер-ные пред-при-ятия, во гла-ве ко-то-рых сто-ял Все-со-юз-ный центр ма-шин-но-трак-тор-ных стан-ций («Трак-то-ро-центр», 1929-1932 годы), в 1932 году они пре-об-ра-зо-ва-ны в государственные пред-при-ятия, ру-ко-во-дство МТС пе-ре-шло к Нар-ком-зе-му СССР. Для ра-бо-ты в МТС на-прав-ля-лись го-род-ские ра-бо-чие из чис-ла чле-нов пар-тии и ком-со-моль-цев. В 1933-1934 годах (и в 1942-1943 годах) при МТС дей-ст-во-ва-ли по-лит-от-де-лы ВКП(б), в ко-то-рых долж-ность заместителя на-чаль-ни-ка за-ни-ма-ли со-труд-ни-ки ОГПУ , имев-шие рав-ные пра-ва с на-чаль-ни-ка-ми рай-он-но-го зве-на ГПУ (при-каз ОГПУ № 0017 от 25.01.1933 года), в их обя-зан-но-сти вхо-ди-ла аген-тур-но-опе-ра-тив-ная ра-бо-та сре-ди пер-со-на-ла МТС и сель-ских жи-те-лей. По-лит-от-де-лы ис-поль-зо-ва-ли идео-ло-гические, по-ли-тические и ка-ра-тель-ные ме-ры для то-го, что-бы обес-пе-чить вы-пол-не-ние пла-нов кол-хоз-ни-ка-ми и «очи-стить» кол-хо-зы и МТС от «клас-со-во вра-ж-деб-ных» эле-мен-тов.

Пер-во-на-чаль-но в шта-те МТС чис-ли-лись толь-ко ра-бот-ни-ки их ап-па-ра-та и об-слу-жи-ваю-щий пер-со-нал, ме-ха-ни-за-то-ры по сво-ему ста-ту-су яв-ля-лись кол-хоз-ни-ка-ми, не име-ли оп-ла-чи-вае-мых от-пус-ков, боль-нич-ных лис-тов, по-со-бий при по-те-ре тру-до-спо-соб-но-сти. В 1935 году в штат МТС пе-ре-ве-де-ны ком-бай-не-ры и ма-ши-ни-сты мо-ло-ти-лок (ос-таль-ные ме-ха-ни-за-то-ры - в 1953 году). Взаи-мо-от-но-ше-ния МТС и кол-хо-зов строи-лись на ос-но-ве до-го-вора и но-си-ли обя-за-тель-ный ха-рак-тер. Объ-ём ме-ха-ни-зи-рованных ра-бот оп-ре-де-лял-ся не за-про-са-ми кол-хо-зов , а воз-мож-но-стя-ми ма-шин-но-трак-тор-но-го пар-ка МТС.

Ра-бо-та МТС оп-ла-чи-ва-лась кол-хо-за-ми пер-во-на-чаль-но по твёр-дым де-неж-ным рас-цен-кам, с 1933 года вве-де-на оп-ла-та на-ту-рой в про-цен-тах от био-ло-гического уро-жая сельскохозяйственных куль-тур (был вы-ше ам-бар-но-го). В 1938 году осу-ще-ст-в-лён пе-ре-вод МТС на пол-ный государственный бюд-жет, од-на-ко го-су-дар-ст-во по-лу-ча-ло от кол-хо-зов в оп-ла-ту сво-их рас-хо-дов по МТС 20% уро-жая зер-на, ку-ку-ру-зы, под-сол-неч-ни-ка, хлоп-ка и льна, 17% - свёк-лы и 16% - кар-то-фе-ля. В 1954 году на-тур-оп-ла-та МТС ста-ла на-чис-лять-ся по твёр-дым став-кам - за ка-ж-дый вид ра-бот, при этом учи-ты-вал-ся ам-бар-ный, а не био-ло-гический уро-жай.

Со второй половины 1930-х годов МТС об-слу-жи-ва-ли по-дав-ляю-щее боль-шин-ст-во кол-хо-зов СССР (в сов-хо-зах име-лась своя тех-ни-ка). На-хо-ди-лись пре-имущественно в зем-ле-дельческих рай-онах цен-тра, юга и юго-вос-то-ка стра-ны. В 1937 году в РСФСР бы-ло 67,7% МТС стра-ны, в Украинской ССР - 16,5%, в Ка-захской ССР - 4,9%, в Бе-ло-русской ССР - 3,4%, в Узбекской ССР - 2,8%, в Азербайджанской Киргизской, Туркменской, Грузинской, Таджикской ССР - по 0,9-0,8%, в Армянской ССР - 0,4%. В РСФСР 15,1% МТС на-хо-ди-лись в Цен-траль-но-чер-но-зём-ной по-ло-се, 13,6% - на Северном Кав-ка-зе и в Кры-му, 13,4% - на Сред-ней и Ниж-ней Вол-ге, 12,7% - на Ура-ле, 7,7% - в Западной Си-би-ри, 5,5% - в Восточной Си-би-ри, 3,2% - на Ев-ропейском Се-ве-ре и 2,5% - на Даль-нем Вос-то-ке.

В со-от-вет-ст-вии с ре-ше-ния-ми пле-ну-ма ЦК КПСС (сентябрь 1953 года) на МТС воз-ло-же-на от-вет-ст-вен-ность за раз-ви-тие всех сто-рон кол-хоз-но-го про-из-вод-ст-ва - от пла-ни-ро-ва-ния до учё-та и рас-пре-де-ле-ния про-из-ве-дён-ной про-дук-ции (в свя-зи с этим в рай-ис-пол-ко-мах ли-к-ви-ди-ро-ва-ны сельскохозяйственные от-де-лы). На ба-ланс МТС пе-ре-да-ны кон-троль-но-се-мен-ные и аг-ро-хи-мические ла-бо-ра-то-рии, ве-те-ри-нар-ные уча-ст-ки и пунк-ты. В 1954-1957 годах по ти-по-вым про-ек-там ста-ли стро-ить-ся ра-бо-чие по-сёл-ки МТС, имев-шие элек-тро-снаб-же-ние и во-до-про-вод, ре-монт-ные мас-тер-ские, административные зда-ния, жи-лые до-ма, объ-ек-ты куль-тур-но-бы-то-во-го на-зна-че-ния.

В 1958 году ру-ко-во-дство СССР при-ня-ло ре-ше-ние о про-да-же сельскохозяйственной тех-ни-ки кол-хо-зам и о пре-об-ра-зо-ва-нии час-ти МТС в ре-монт-но-тех-нические стан-ции (За-кон СССР «О даль-ней-шем раз-ви-тии кол-хоз-но-го строя и ре-ор-га-ни-за-ции ма-шин-но-трак-тор-ных стан-ций» от 31.03.1958 года), что при-ве-ло к фак-тической ли-к-ви-да-ции МТС. Это ре-ше-ние мо-ти-ви-ро-ва-лось тем, что в соб-ст-вен-но-сти кол-хо-зов тех-ни-ка бу-дет ис-поль-зовать-ся бо-лее эф-фек-тив-но. Про-да-жа сельскохозяйственной тех-ни-ки про-водилась в обя-за-тель-ном по-ряд-ке, ус-ко-рен-ны-ми тем-па-ми (к концу 1958 года ос-та-лось 345 МТС) и по за-вы-шен-ным це-нам, по-дав-ляю-щее боль-шин-ст-во хо-зяйств не смог-ло за неё рас-счи-тать-ся, ока-за-лось в долж-ни-ках и ли-ши-лось обо-рот-ных средств. Около 1/2 ме-ха-ни-за-то-ров вы-ну-ж-де-ны бы-ли пе-рей-ти ра-бо-тать на городские пред-при-ятия.

В середине 1990-х годов на-ча-лось воз-ро-ж-де-ние цен-тра-ли-зованного ис-поль-зо-ва-ния тех-ни-ки в фор-ме ма-шин-но-тех-но-ло-гических стан-ций для об-слу-жи-ва-ния соз-дан-ных на ба-зе кол-хо-зов и сов-хо-зов ак-цио-нер-ных и др. об-ществ, фер-мер-ских и лич-ных под-соб-ных хо-зяйств.

И во времена Российской империи, и при советской власти вопросы сельского хозяйства были важнейшими для нашего государства. Аграрные преобразования способствовали развитию экономики, обеспечению населения продуктами, а в лучшие времена – и успешному сельскохозяйственному экспорту. Поэтому всем нам нелишне будет вспомнить различные формы хозяйствования, что успешно прошли испытания временем и могут быть эффективно использованы сейчас, в начале XXI века. Одной из самых интересных форм технического обеспечения аграрного сектора до конца 1950-х были машинно-тракторные станции (МТС). Три десятилетия они способствовали решению непростых задач ускоренной модернизации страны, успешно доказали свою жизнеспособность – и сейчас мы, обратившись к их истории, можем увидеть много полезного для нашего времени и избежать ошибок прошлого…

Сразу после окончания Гражданской войны перед Советской Россией встал вопрос масштабных изменений всего устройства сельскохозяйственного производства в стране. Важнейшая роль в этом отводилась подведению под сельское хозяйство мощной базы машинной техники. Идея создания машинно-тракторных станций, помогающих колхозам, выросла из разнообразных форм реальной государственной помощи тракторами и другими сельхозмашинами беднякам и середнякам, а острая нехватка сельскохозяйственной техники обусловила необходимость ее централизованного распределения и использования.

В качестве первого опыта в 1927 году на Украине, при совхозе имени Шевченко, был организован отряд из 10 тракторов, обслуживавший окрестные бедняцкие и середняцкие хозяйства, а в 1928-м на его базе была создана первая в СССР машинно-тракторная станция, предоставлявшая сельскохозяйственную технику колхозам. С точки зрения партийного руководства страны, это стало мощным рычагом государственной помощи деревне, и XVI конференция ВКП(б) в 1929 году признала, что МТС предстоит стать одной из главных форм производственной смычки с крестьянством. Совет труда и обороны 5 июня 1929 года принял постановление «Об организации машинно-тракторных станций», вскоре был создан Всесоюзный центр машинно-тракторных станций – «Трактороцентр», а повсеместное строительство МТС началось после постановления ЦК ВКП(б) от 5 января 1930 года «О темпах коллективизации и мерах помощи государства колхозному строительству».

Эффект от деятельности МТС трудно переоценить – миллионы крестьян получили возможность использовать на полях машинную технику, прежде им совершенно недоступную; легче стал крестьянский труд, повысились урожаи. МТС дали колхозам все преимущества механизации без непосильных капитальных вложений. К тому же они сыграли важнейшую роль в ускорении коллективизации – крестьяне убеждались в преимуществах крупного машинного сельского хозяйства, и если в 1930 году в колхозы входило 23% крестьянских дворов, то к 1937-му – уже 93%! МТС: первые тракторы в колхозах

Для работы в МТС на село направлялись лучшие рабочие – члены партии и комсомольцы. Наиболее ярким примером стало движение «двадцатипятитысячников», когда по решению ВКП(б) в начале 1930 года в деревню выехало более 27 000 человек!

Взаимодействие колхозов и МТС было, по существу, межхозяйственным производственным сотрудничеством, особой формой соединения города с деревней. Причем с самого начала советское руководство возлагало на МТС задачи не одного лишь технического обслуживания, но и обустройства всего хозяйства колхозов. В ходе коллективизации страна покрылась сетью машинно-тракторных станций, которые стали прекрасной кузницей кадров – благодаря им ежегодно многие тысячи человек становились квалифицированными механизаторами.

Основным производственным звеном в МТС была постоянная тракторная бригада, за которой закреплялись тракторы, комбайны и другие сельхозмашины. Обычно МТС имели 10–20 тракторно-полеводческих бригад, до 100 тракторов, более 30 зерноуборочных комбайнов и много почвообрабатывающей и посевной сельхозтехники. Также МТС располагали механической мастерской, нефтебазой, складскими помещениями, грузовым автотранспортом, общежитиями для механизаторов-ремонтников.

Создание МТС шло по всей стране ударными темпами: в 1929–1930 годах было создано всего 260 МТС, в 1932-м – уже 2446, 1937-м – 5818, 1938-м – 6350, а в 1940 году – 7069! mts-6

Самым суровым испытание и для всего советского народа, и для МТС стала Великая Отечественная война. Трактористы в военное время быстро переучивались на танкистов и тысячами уходили на фронт, а задачи полной и своевременной уборки урожая (и обеспечения продовольственной безопасности страны) с машинно-тракторных станций никто не снимал. В условиях войны и жесточайшего дефицита кадров в МТС начали массово создавать женские тракторные бригады, работницы которых равнялись на знаменитую стахановку Пашу Ангелину. Именно женщины, ставшие механизаторами МТС, вынесли на своих плечах основную тяжесть четырех долгих военных лет.

Во время войны было разорено и разграблено 98 000 колхозов и почти 3000 МТС – так что в ходе послевоенного восстановления экономики одной из основных задач стало возрождение сельского хозяйства, восстановление разрушенных войной производственных сил деревни, главной составляющей которых были машинно-тракторные станции. И поставленная государством задача возродить МТС была выполнена. Если в 1938 году тракторный парк МТС (без совхозов) составлял 394 000 штук, а парк комбайнов и других машин – 153 500 штук, то в 1952-м в МТС насчитывалось уже 969 000 тракторов (в пересчете на 15-сильные), 255 000 зерновых комбайнов и много другой техники. Техническая вооруженность МТС неуклонно росла: в 1953 году государство поставило машинно-тракторным станциям и совхозам 150 000 тракторов (в 15-сильном исчислении) и 42 000 комбайнов, а с 1954 по 1957 год – более 500 000 тракторов общего назначения, 250 000 пропашных тракторов и много других сельскохозяйственных машин. К началу 1950-х МТС в среднем имели по 75 тракторов, 32 комбайна, 12 автомобилей, 350 работников и выполняли в год 60 000 усл. га пахоты.

За 5–7 послевоенных лет материальная база колхозов была восстановлена, и это дало повод заговорить о коренной реорганизации МТС. Большинство в высшем руководстве партии полагало, что производственно-техническое обслуживание колхозов через МТС перестало соответствовать потребностям развития сельского хозяйства и всю технику машинно-тракторных станций следует продать в собственность колхозам. Таким образом предлагалось разгрузить государство от капитальных вложений в сельское хозяйство. Вот интересная цитата из газет того времени:

«Было бы неправильно полагать, что колхозные вложения должны главным образом направляться на нужды культуры колхозной деревни, а на нужды сельскохозяйственного производства по-прежнему основную массу вложений должно производить государство. А не верней ли будет освободить государство от этого бремени ввиду полной способности колхозов принять это бремя всецело на себя?»


Впрочем, такой вопрос поднимался не впервые. Еще в конце 1929 года, на волне массового колхозного движения и первых успехов МТС, ЦК ВКП(б) принял решение передать МТС в собственность колхозов, при этом колхозам в течение трех лет предстояло выплатить государству стоимость переданной им техники. Решение это было принято по предложению группы ударников-колхозников, причем только в виде опыта, для пробы. Но первый же опыт оказался столь неудачным, что высшая партийная инстанция уже в конце 1930-го была вынуждена отменить свое решение как нецелесообразное. Причина тогда оказалась в бедности колхозов, которые просто не в силах были вынести такое финансовое бремя. Но теперь-то, когда колхозы стали богатыми, почему бы не вернуться к вопросу о продаже МТС?!

Тут можно вспомнить интересные слова И.В. Сталина, в сентябре 1952 года высказавшегося против передачи техники МТС колхозам:

«Мы все радуемся колоссальному росту сельскохозяйственного производства нашей страны, росту зернового производства, производства хлопка, льна, свеклы и т.д. Где источник этого роста? Источник этого роста в современной технике, в многочисленных современных машинах, обслуживающих все эти отрасли производства. Дело тут не только в технике вообще, а в том, что техника не может стоять на одном месте, она должна все время совершенствоваться, что старая техника должна выводиться из строя и заменяться новой, а новая – новейшей. Без этого немыслим поступательный ход нашего социалистического земледелия, немыслимы ни большие урожаи, ни изобилие сельскохозяйственных продуктов. Но что значит вывести из строя сотни тысяч колесных тракторов и заменить их гусеничными, заменить десятки тысяч устаревших комбайнов новыми, создать новые машины, скажем, для технических культур? Это значит нести миллиардные расходы, которые могут окупиться лишь через 6–8 лет. Могут ли поднять эти расходы наши колхозы, если даже они являются миллионерами? Нет, не могут, так как они не в состоянии принять на себя миллиардные расходы, которые могут окупиться лишь через 6–8 лет. Эти расходы может взять на себя только государство, ибо оно и только оно в состоянии принять на себя убытки от вывода из строя старых машин и замены их новыми, ибо оно и только оно в состояния терпеть эти убытки в течение 6–8 лет с тем, чтобы по истечении этого срока возместить произведенные расходы. Что значит после всего этого требовать продажи МТС в собственность колхозам? Это значит вогнать в большие убытки и разорить колхозы, подорвать механизацию сельского хозяйства, снизить темпы колхозного производства».


Но через год после того, как Сталин это написал, и через шесть месяцев после его смерти, в сентябре 1953-го состоялся пленум ЦК КПСС, заложивший основу национализации колхозов, а в конце марта 1958 года Верховный Совет СССР принял закон «О дальнейшем укреплении колхозного строя и реорганизации машинно-тракторных станций». В соответствии с ним МТС постепенно реорганизовывались в ремонтно-технические станции (РТС), при этом вся их сельскохозяйственная техника передавалась или продавалась по самым низким ценам в те колхозы или совхозы, на которые она работала, а механизаторы становились колхозниками (при этом сохранялись трудовой стаж и стабильные расценки по заработной плате). Государство, предоставляя колхозам право купить комбайны, тракторы и другую сложную технику, предусматривало льготы для экономически слабых колхозов – рассрочку платежей сроком до 2–3, а в отдельных случаях и до 5 лет.

Реорганизация МТС стала самым важным шагом после коллективизации сельского хозяйства, оказала огромное воздействие на развитие всей экономики страны. Сменился весь уклад сельской жизни. И все-таки люди долго не могли смириться с тем, что МТС не стало… Сейчас машинно-тракторные станции – далекое наше прошлое, предмет изучения историков и экономистов. Но хотелось бы отдать должное механизаторам и работникам МТС – тем людям, что кормили страну в такое трудное для нее время!

Фильм «Трактористы», в котором показана история одной из МТС, стал популярнейшей советской комедией.


Режиссер – Иван Пырьев, в ролях – Марина Ладынина, Николай Крючков, Борис Андреев, Степан Каюков, Петр Алейников, 1939 год.

«Реформы» Хрущёва были хаотичны и беспорядочны и в то же время они были системны. Суть этой системы — разрушение. При всей их кажущейся сумбурности и беспорядочности, при всем широчайшем спектре хрущевских затей всегда можно выделить одну общую закономерность. Все реформы вели к развалу Советского Союза.

Преобразования Хрущёва расшатывали советскую систему, ослабляли СССР. Чтобы советские люди разуверились и разочаровались в социализме, в курсе правительства, Хрущёв сразу разрушил основной социалистический принцип: «Каждому по труду». Повсеместно в СССР ввели уравниловку. Сколько ни работай, больше своей ставки не получишь. Труд обесценили. При Сталине профессор или конструктор мог получать больше министра. При Хрущёве высококлассный специалист мог получать меньше обычного рабочего. Одновременно повысили трудовые нормы, а рост зарплаты был заморожен. Фактически Хрущёв покончил со сталинским социализмом. При Сталине сколько ты заработал, столько и получал. Нормы выработки ежемесячно не повышали. Нормы выработки повышались в зависимости от внедрения на производстве новых мощностей, технологий и техники.

Нарушение основного социалистического принципа развернуло партию и государство от народа. Партийно-бюрократическая номенклатура стала стремительно вырождаться, отделяться от простого народа Верхушка номенклатуры стала превращаться в новый класс эксплуататоров. Понятно, что это был длительный процесс, незаметный большинству людей. Но к 1980-м годам процесс гниения стал уже необратим и привёл к гибели СССР. Новые «хозяева жизни» захотели стать официальными «боярами». Для этого и была затеяна горбачевская «перестройка». Хрущёвский социализм постепенно превратился в разновидность капитализма — госкапитализм. А постоянный рост цен на товары первой необходимости, который начался при Хрущёве, и являлся основным признаком капиталистического общества.

Удар по сельскому хозяйству

Хрущёв, считая себя большим специалистом в области сельского хозяйства, запустил сразу несколько разрушительных проектов. В конце эпохи Сталина и в первые годы после его гибели сельское хозяйство успешно развивалось. Однако успешному подъёму сельского хозяйства быстро пришёл конец. Хрущёв вдруг приказал ликвидировать государственные машинно-тракторные станции (МТС). Эти государственные предприятия на договорных началах с сельскохозяйственными коллективными хозяйствами осуществляли их производственно-техническое обслуживание. Большинство колхозов и совхозов не имели достаточно средств, чтобы самостоятельно покупать сложные сельскохозяйственные машины, трактора и обеспечивать их бесперебойную работу, готовить соответствующие кадры. К тому же техники на первых этапах не хватало, и существовала необходимость её концентрации и централизованного распределения. Сосредоточение крупной сельхозтехники в МТС давало в таких условиях большой экономический выигрыш. К тому же МТС сыграли значительную роль в общем подъеме культурно-технического уровня крестьянства. В СССР появился крупный слой сельского технически грамотного населения — квалифицированных трактористов, шофёров, комбайнеров, ремонтников и т. д. Всего их к 1958 году было около 2 млн. человек.

Хрущёв же ликвидировал МТС и приказал коллективным хозяйствам выкупить трактора, комбайны и прочую технику. Причем цены назначались высокие. На выкуп техники колхозам пришлось потратить всё накопления, которые остались за 1954-1956 гг. Колхозы не могли сразу создать соответствующую базу для хранения и обслуживания техники. К тому же они не имели соответствующих специалистов. Не могли они и массово привлечь бывших работников МТС. Государство могло позволить платить работникам МТС большую зарплату, чем колхозы. Большинство рабочих нашло себе другое применение. В результате многие машины превратились в металлолом. Сплошные убытки. Это сильно подорвало экономический потенциал советской деревни.

Никита Хрущёв развернул кампанию по укрупнению колхозов. Их число сократили с 83 тыс. до 45 тыс. Считалось, что они будут объединяться в мощные «колхозные союзы». В результате Хрущёв надеялся реализовать свой старый проект по созданию «агрогородов». Однако этот проект требовал крупных капиталовложений, которых не было у колхозов. Колхозы и так потратили последние средства на выкуп техники. В результате кампания по укрупнению провалилась.

В это же время Хрущёв нанёс ещё один удар по русской деревне. Москва взяла курс на ликвидацию «неперспективных деревень». Невесть откуда взявшиеся «специалисты» стали оценивать, какие деревни можно оставить, а какие «бесперспективны». Сверху спускали указания по поиску «неперспективных» деревень. Жителей «неперспективных» деревень переселяли, по всему Советскому Союзу пустели сёла и хутора. Эта кампания нанесла страшный вред русской деревне. В первую очередь пострадали коренные русские области. Вред был многогранным — от урона сельскому хозяйству до демографического удара по русскому народу. Ведь именно русская деревня давала основной прирост суперэтносу русов.

Всё это проходило на фоне вложения огромных средств и усилий на освоение целинных и залежных земель Поволжья, Южной Сибири, Казахстана и Дальнего Востока. Идея была верной, но дело нужно было вести разумно, постепенно, без постоянной гонки и аврала. Программа должна была иметь долгосрочный характер. Однако всё делалось в спешке. Освоение целины породило сразу несколько бед. С одной стороны, в этот поспешный и непродуманный проект вложили огромные деньги, средства и усилия. Эти деньги можно было использовать с большей пользой. На «целинный фронт» бросили тысячи специалистов, добровольцев и технику. По комсомольским разнарядкам в казахские степи гнали молодежь, направляли технических специалистов, направляли целые выпуски учителей, врачей и агрономов. Отправляли и молодых колхозников из «неперспективных» мест. По сути, это была массовая депортация русских из их коренных земель, которые в это время запустевали. С другой стороны, огромные площади освоенных земель через несколько лет стали превращаться в пустыню и солончаки. Возникла экологическая проблема. Снова пришлось вкладывать огромные деньги и усилия, теперь уже для проведения спасательных мероприятий, вроде лесопосадок.

Добавилась «кукурузная лихорадка», «мясная кампания» и «молочные рекорды», которые окончательно подкосили сельское хозяйство. В Советском Союзе существовала проблема кормовых культур, и Хрущёв объявил кукурузу панацеей от всех бед. Во многом на него повлияла поездка в Соединенные Штаты, где кукуруза была одной из основных сельскохозяйственных культур. В 1955—1962 гг. посевные площади под кукурузу удвоили. Приходилось сокращать посевы других культур. Причем кукурузу сеяли даже в тех регионах, которые не подходили этой сельскохозяйственной культуре по природно-климатическим условиям. Так, на эту тему даже возникли анекдоты: «Ну что, братья коряки, сеем кукурузу?» «Сеем», — отвечали коряки, надевая шубы». О неурожаях Хрущёв и слышать не хотел. Тех руководителей, которые не могли обеспечить урожай кукурузы, снимали с постов. Поэтому многие руководящие работники, чтобы сохранить свои посты, писали о высоких урожаях, шли на подлоги, приписки.

В 1957 году началась «мясная кампания». Хрущёв призвал за три года утроить производство мяса. Первый секретарь Рязанского обкома Ларионов пообещал за год утроить производство. Идею поддержали некоторые другие области. Ларионов получил за это обещание Героя Социалистического Труда. В области, чтобы выполнить это обещание, стали забивать весь имеющийся молодняк и закупать мясо у населения и за пределами Рязанщины. На покупки пришлось расходовать фонды, которые выделяли на строительство, здравоохранение и образование. План выполнили. Однако на следующий год область обязали ещё больше повысить планку. Область не смогла дать почти ничего, фонды были потрачены, а скот весь забили. Ларионов покончил самоубийством.

Началась и т. н. «вторая коллективизация». В 1959 году весь личный скот предписали выкупить у населения, а подсобные хозяйства и приусадебные участки были запрещены. Мол, приусадебные хозяйства мешают колхозникам отдавать весь свой труд на благо Родине. Приусадебные хозяйства давали колхозникам значительное подспорье, снабжали продуктами рынки. Теперь и без того живущие небогато крестьяне разорялись. Началось бегство из советских деревень: многие уезжали в города, другие на целину, где были приличные заработки и можно было «выбиться в люди».

Колхозы обслуживаются государственными машинно-тракторными станциями, в которых сосредоточены важнейшие орудия сельскохозяйственного производства.

Сосредоточение в руках государства важнейших средств сельскохозяйственного производства является громадным преимуществом колхозного строя.

Сельскохозяйственная техника непрерывно совершенствуется. Без этого немыслим поступательный ход социалистического земледелия. Создание многочисленных всё более совершенных машин требует крупных капитальных вложений, окупающихся через ряд лет. Советское государство вкладывает в сельское хозяйство значительные и всё возрастающие средства, которые были бы не под силу отдельным, даже крупнейшим сельскохозяйственным предприятиям.

Только в 1953 г. расходы на развитие сельского хозяйства по государственному бюджету, а также за счёт других государственных средств составили 52 миллиарда рублей. В 1954 г. эти затраты увеличились до 74,4 миллиарда рублей. В составе бюджетных ассигнований расходы по дальнейшему укреплению машинно-тракторных станций составляют 30,8 миллиарда рублей.

Машинно-тракторные станции представляют собой индустриальную материально-техническую базу колхозного производства и являются решающей силой в развитии колхозного производства, важнейшими опорными пунктами в руководстве колхозами со стороны социалистического государства. Через МТС осуществляется производственная смычка между промышленностью и сельским хозяйством. Во взаимоотношениях машинно-тракторных станций с колхозами выражены социалистические производственные отношения между рабочим классом и колхозным крестьянством.

Благодаря МТС развитие колхозов происходит на базе высшей техники. Высокий уровень механизации колхозного производства является основой повышения производительности труда в колхозах. Механизация в огромной степени облегчила труд колхозников и открыла возможность проводить сельскохозяйственные работы в соответствующие правилам агрономии сроки, применять достижения передовой агротехники. Широкое применение машин МТС в колхозном производстве даёт большую экономию в затратах труда на производство сельскохозяйственной продукции.

Машинно-тракторные станции к началу 1953 г. располагали 80% общей мощности механических двигателей (включая электрические), находящихся в МТС и колхозах. Силами МТС выполнено в 1953 г. свыше 80% основных полевых работ в колхозах, в том числе почти вся пахота. На работы, выполненные МТС в 1953 г. при помощи тракторов и комбайнов, было затрачено труда на 21,9 миллиона годовых работников меньше, чем потребовалось бы их при выполнении тех же работ в условиях единоличных крестьянских хозяйств.

В начале своей деятельности машинно-тракторные станции обслуживали преимущественно зерновое хозяйство колхозов. Затем они стали постепенно охватывать все стороны колхозного производства: возделывание технических культур, животноводство и его кормовую базу, картофелеводство и овощеводство. Создана разветвлённая сеть специализированных машинно-тракторных станций применительно к производственному направлению колхозов отдельных районов страны.

«Основной задачей машинно-тракторных станций является всемерное повышение урожайности всех сельскохозяйственных культур в колхозах, обеспечение роста общественного поголовья скота при одновременном повышении его продуктивности, увеличение валовой и товарной продукции земледелия и животноводства в обслуживаемых колхозах»1.

1 «О мерах дальнейшего развития сельского хозяйства СССР». Постановление пленума ЦК КПСС, принятое 7 сентября 1953 г. по докладу тов. Хрущева Н. С, «КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК», ч. II, изд. 7, 1953, стр. 1182.

Важнейшим условием решения этой задачи является завершение комплексной механизации всех отраслей колхозного производства: зернового хозяйства, производства технических и кормовых культур, картофелеводства и овощеводства, а также трудоёмких работ на колхозных животноводческих фермах. Социалистическая индустрия в состоянии обеспечить сельское хозяйство любыми сельскохозяйственными машинами самых совершенных конструкций. В машинно-тракторных и специализированных станциях созданы квалифицированные механизаторские кадры постоянных рабочих: трактористов, бригадиров тракторных бригад, комбайнеров, водителей других сложных сельскохозяйственных машин. Это даёт возможность наиболее полно и производительно использовать богатую и сложную сельскохозяйственную технику.

Машинно-тракторные станции как крупные государственные предприятия индустриального типа, обслуживающие колхозы, призваны быть проводниками высокой культуры земледелия,организаторами колхозного производства. Советское государство через машинно-тракторные станции осуществляет свою руководящую роль в организационно-хозяйственном укреплении колхозов. МТС проводят агрономическое и зоотехническое обслуживание колхозов, оказывают им помощь в планировании общественного хозяйства, в правильной организации труда, в подготовке кадров, во всей хозяйственной, политической и культурной жизни советской деревни. Это требует квалифицированного руководства, умения вести хозяйство на основах достижений современной агрономической и зоотехнической науки, обобщения и внедрения в производство опыта передовиков социалистического сельского хозяйства.

Для решения этих задач МТС располагают руководящими и инженерно-техническими кадрами с высшим образованием, высококвалифицированными специалистами сельского хозяйства - агрономами и зоотехниками, проводящими постоянную работу в колхозах.

До 1953 г. богатая и сложная техника, имеющаяся в МТС, была вверена сезонным работникам-колхозникам, которые выделялись колхозами для работы в МТС лишь на время полевых работ. В соответствии с решениями сентябрьского Пленума ЦК КПСС (1953 г.) в машинно-тракторных станциях были созданы постоянные механизаторские кадры: в штаты МТС зачислено около 1 миллиона 250 тысяч постоянных рабочих, в том числе 870 тысяч трактористов, 187 тысяч бригадиров тракторных бригад и их помощников, 24 тысячи машинистов сложных сельскохозяйственных машин. Для подготовки механизаторов сельского хозяйства организована сеть училищ механизации по типу фабрично-заводского обучения. В МТС направлено более 100 тысяч агрономов и зоотехников для обслуживания колхозов.

Машинно-тракторные станции обслуживают колхозы на основе заключаемых с ними договоров, имеющих для обеих сторон силу закона. Основным экономическим показателем деятельности МТС является получение колхозами, которые обслуживаются данной МТС, наибольшего количества продукции и денежных доходов на каждые 100 гектаров сельскохозяйственных угодий.

В соответствии с договорами, заключаемыми МТС с колхозами, колхозы оплачивают выполненные для них машинно-тракторными станциями работы натурой - сельскохозяйственными продуктами, а по некоторым работам - деньгами. Натуроплата за работы МТС есть часть валовой продукции колхоза, возмещающая затраты государственных машинно-тракторных станций по производству колхозной продукции. Натуроплата воплощает в себе прошлый труд, заключающийся в израсходованных средствах производства МТС, а также вновь затраченный труд работников МТС, состоящий из труда для себя и труда для общества. Ставки натуроплаты за работы машинно-тракторных станций являются твёрдыми, дифференцированными по зонам страны в зависимости от их экономических и природных условий. За перевыполнение планов урожайности сельскохозяйственных культур МТС получают от колхозов премии натурой - определённую часть сверхпланового сбора урожая.

Реализуя сельскохозяйственную продукцию, поступающую от колхозов и качестве натуроплаты, государство получает денежные средства, которые расходуются на возмещение затрат на средства производства МТС, на заработную плату работников МТС. Через реализацию сельскохозяйственной продукции, поступившей в порядке натуроплаты, государство получает также чистый доход, используемый для расширения существующих, строительства новых МТС и на другие общенародные нужды.

Установление твёрдых ставок натуроплаты создало экономические условия для перехода МТС с бюджетного финансирования на хозяйственный расчёт с тем, чтобы каждая машинно-тракторная станция производила свои расходы в зависимости от получаемых доходов. Дальпейший подъем колхозного производства требует серьёзного улучшения работы МТС, более полного и эффективного использования машинной техники.

Принцип материальной заинтересованности работников в результатах их труда осуществляется в МТС в особых формах, отличных от форм оплаты труда в других государственных предприятиях и в колхозах. Постоянные и сезонные рабочие тракторных бригад получают за свой труд заработную плату в денежной и натуральной форме на основе сдельной оплаты. При этом во время полевых работ заработная плата исчисляется по выполненным нормам выработки и расценкам в трудоднях. Государство через машинно-тракторные станции выплачивает постоянным и сезонным рабочим тракторных бригад гарантийный минимум деньгами и натурой (зерном), величина которого зависит от выполнения и перевыполнения планового задания по урожайности сельскохозяйственных культур в обслуживаемых колхозах.

Кроме того, рабочие тракторных бригад на выработанные ими трудодня получают от колхоза, в котором работает тракторная бригада МТС, разницу между фактической выдачей зерна на трудодень и гарантийным минимумом, а также все другие сельскохозяйственные продукты наравне с колхозниками. Во время внеполевых работ (в ремонтных мастерских, на работах по механизации животноводческих ферм, на строительных работах в МТС) машинно-тракторные станции выплачивают своим рабочим денежную заработную плату по сдельным расценкам. Агрономам и зоотехникам МТС кроме заработной платы, получаемой от государства, при выполнении установленных планов по урожайности сельскохозяйственных культур и продуктивности животноводства начисляются трудодни в размере 10-20% от количества трудодней, начисленных председателю данного колхоза за год. Руководящие работники МТС кроме должностных окладов получают денежные премии за выполнение и перевыполнение производственных планов и планов сдачи натуроплаты государству.

Система оплаты труда работников МТС /материально заинтересовывает их в лучшем использовании сельскохозяйственной техники и в подъёме колхозного производства.


Отрицательные последствия реформы по ликвидации машинно-тракторных станций и принудительной продажи сельскохозяйственной техники колхозам
Те же нетерпеливые требования «быстрейшего подъема» привели к крупным неудачам в осуществлении одной из наиболее радикальных сельскохозяйственных реформ Хрущева, начатой и практически завершенной в 1958 году, – ликвидации в стране государственных машинно-тракторных станций и передаче всей сельскохозяйственной техники колхозам. Это преобразование было в известной степени логическим «укрупнения» колхозов в 1950 году.
Небольшие колхозы, создававшиеся в стране в 1929–1930 годах, не могли покупать и эксплуатировать всю необходимую для сельскохозяйственных работ технику. Кроме того, государство вообще не хотело передавать в распоряжение колхозов технику и средства производства. Поэтому в период коллективизации возникли три формы производственных образований: колхозы, машинно-тракторные станции и совхозы. Совхозы являлись государственными предприятиями и получали в собственность всю необходимую для их работы технику. Колхозы были «добровольными» артелями – объединениями крестьян и могли покупать у государства только самую простую технику, главным образом для ручного труда и для обработки земли конной тягой. В дополнение к этому государство создавало особые машинно-тракторные станции с более сложной техникой, они обслуживали колхозы по специальным договорам и за «натуроплату» – определенную часть получаемого урожая...
В большинстве случаев каждая МТС обслуживала несколько колхозов. После укрупнения колхозов в 1950 году иногда возникала ситуация, когда МТС обслуживала только один крупный колхоз. В таком случае возникало естественное желание объединить администрацию колхоза и МТС. В 1957 году в Ставропольском крае такое слияние было проведено в экспериментальном порядке для двенадцати МТС, которые обслуживали двенадцать крупных колхозов.
В Ставропольском крае крупные колхозы имеют по несколько тысяч гектаров земли. При слиянии МТС и колхоза его председатель назначался одновременно и директором МТС. Анализ результатов эксперимента показал, что использование техники колхозом явно улучшилось, качество сельскохозяйственных работ повысилось, и упростилось руководство производством. Отпала необходимость в районных сельскохозяйственных отделах для координации взаимоотношений колхозов и МТС.
Ставропольский эксперимент показал, что можно передать МТС непосредственно в распоряжение крупных колхозов, но многие аспекты проблемы были далеко не ясными, и эксперимент следовало продолжить в более сложных условиях, когда МТС обслуживали несколько крупных или средних колхозов. (Понятие «крупный колхоз» далеко не равнозначно в Казахстане, Ставропольском крае, на Украине или в Московской области, и его площадь могла варьироваться от 20 000 гектаров до 500–600 гектаров.)
Когда МТС обслуживала один крупный колхоз, вопрос стоял лишь о слиянии ее с колхозом без существенной реорганизации производственной базы МТС, ремонтных мастерских, поселков рабочих и т. д. Но таких случаев было все же немного. Выступая 26 декабря 1957 года на пленуме ЦК КП Украины, Хрущев высказал ряд соображений о возможной реорганизации МТС и передачи техники непосредственно колхозам. Это были предварительные мысли, и они требовали тщательной проверки. Но Хрущев не захотел ждать. Уже через два месяца по его инициативе в Москве прошел расширенный пленум ЦК КПСС, на котором было принято постановление о реорганизации МТС и передаче всей техники МТС колхозам. Еще через месяц, в марте 1958 года, постановление пленума ЦК обрело силу закона, принятого Сессией Верховного Совета СССР.
На пленуме ЦК и на Сессии Верховного Совета СССР Хрущев говорил о необходимости постепенной реорганизации МТС, и не везде, а лишь в тех районах, где колхозы были достаточно подготовлены для правильного использования техники и где каждая МТС обслуживала один-два или три колхоза. Реорганизацию МТС в средней полосе, где колхозы были меньше и слабее, он рекомендовал начать через два-три года или даже позднее.
Но Хрущев сразу же забыл собственные предостережения и начал подгонять проведение реформы. Уже через три месяца после принятия закона большую часть МТС ликвидировали. При этом не происходило их слияния с колхозами – колхозы были обязаны покупать технику МТС. То, что государство накапливало десятки лет, им предлагалось приобрести за один только год. К концу 1958 года свыше 80 % всех колхозов отказались от услуг МТС, купив их технику, – это касалось и богатых, и бедных колхозов. Около 20 % очень бедных колхозов, имевших финансовые долги, не могли купить никакой техники вообще, но на декабрьском пленуме ЦК КПСС было принято решение продать технику и этим колхозам «в кредит», чтобы не развивать у них «иждивенческие настроения». Таким образом, в январе 1959 года практически все МТС были ликвидированы. На 1 января 1959 года из 8 000 МТС осталось только 345, а к концу 1959 года – только 34.
Столь быстрая реорганизация, нарушившая все разумные меры, предусмотренные законом Верховного Совета, нанесла очень большой экономический и организационный ущерб сельскому хозяйству. Теоретически общая балансовая стоимость всей техники МТС по государственным ценам, по которым эта техника передавалась ранее заводами в МТС, была в 6 раз меньше денежных платежей колхозам от государства за сдаваемую и продаваемую в 1958 году продукцию. Таким образом, считалось, что колхозы не будут разорены принудительной продажей им техники. Но фактически дело обстояло намного сложнее. Кроме покупки техники колхозам нужны были большие средства на строительство помещений для хранения тракторов и прочей техники, на строительство хранилищ для горючего, мастерских мелкого ремонта (капитальный ремонт предполагалось вести в мастерских, остававшихся от ликвидируемых МТС). Колхозы также должны были оплачивать теперь труд механизаторов, который раньше оплачивало государство.
В законодательных актах о продаже техники предусматривалась возможность выплаты ее стоимости в рассрочку в течение 3–5 лет. Но уже через несколько дней после Сессии Верховного Совета группа колхозов объявила «движение» за то, чтобы расплатиться за всю технику в один год. Хрущев поддержал эту «инициативу», и под его нажимом практически все колхозы оплатили технику МТС в течение одного года. Очень часто для этого приходилось отказываться от финансирования многих других проектов, уже начатых строительных работ, от модернизаций ферм и даже уменьшать фонды заработной платы, а иногда – потратить часть оборотных средств из производственных расходов.
Но и сама продажа техники была организована крайне плохо. Колхозы, естественно, сначала приобретали новые машины. Более старые трактора, грузовики и другие машины покупать никто не хотел, тем более что цена была одинаковой за те и другие. Изношенные машины следовало бы уценить или даже отдавать бесплатно. Но государство не позволило себе такой щедрости, и для успешной ликвидации МТС колхозы обязали купить и все устаревшие машины по одной и той же цене.
Кроме того, все предварительные расчеты о так называемой «общей балансовой стоимости» техники МТС, которые приводились в первых выступлениях Хрущева в сравнении с «доходами» колхозов, были иллюзией. Конечно, государство раньше производило машины и передавало их в МТС по некоей балансовой стоимости, соответствующей, может быть, заводской себестоимости или же имевшей вообще искусственный символический характер. При продаже техники колхозам была установлена новая оптовая цена, которая в среднем была в 2 раза выше прежней государственной цены. Таким образом, колхозы заставляли покупать технику не по балансовой, а по произвольной коммерческой стоимости. Сразу выросли в 2–2,5 раза и цены на бензин, смазочные материалы и запасные части.
Непосредственная ликвидация МТС и продажа машин колхозам прошли быстро, и с этой точки зрения реформа могла считаться успешной. Однако ожидания, что эта реформа приведет к лучшему использованию техники и к улучшению качества сельскохозяйственных работ, отнюдь не оправдались. Уже в 1959–1960 годах проявились резко отрицательные последствия проведенной реорганизации, которые вдумчивый руководитель мог бы предвидеть заранее. В результате сельскому хозяйству был нанесен долговременный ущерб, последствия которого не ликвидированы во многих районах и до настоящего времени. Основные разрушительные тенденции проведенной реформы заключаются в следующем:
1. Колхозы потеряли большие суммы накопленных ранее средств, и поэтому были замедлены в 1958–1961 годах многие плановые работы, особенно по строительству новых ферм и модернизации.
2. Многие рабочие МТС, особенно квалифицированные механизаторы, не переходили, как правило, на работу в колхоз, а предпочитали переезжать в города и рабочие поселки. Из-за этого сельское хозяйство в целом по стране лишилось почти половины механизаторов. Между положением рабочего МТС (то есть государственного служащего) и положением колхозника существовала большая разница, связанная не только с получаемой зарплатой. Колхозы могли бы сохранять механизаторам зарплату, которую они получали, но были не в состоянии обеспечить им те правовые привилегии, которыми они пользовались в МТС. Рабочий имеет паспорт, трудовой стаж, право на пенсию и оплачиваемый отпуск и много других прав, которых в 1958 году еще не было у колхозников. Колхозник без паспорта не может без разрешения местных властей покинуть свою деревню и перейти на работу в другое место. Он не может переехать в город, устроиться на работу по найму. Колхозник фактически полукрепостной. Рабочий и государственный служащий более свободны и независимы и ценят это, особенно если живут в деревне и когда-то уже были членами колхоза. Поэтому очень и очень немногие рабочие МТС действительно хотели переходить на работу в колхозы. Вернее, никто не хотел, но может быть, не каждый мог быстро устроиться в городе. Наиболее квалифицированные, конечно, переходили на работу в город, часто продолжая жить в деревне или в поселках бывших МТС. Потребовались несколько лет различных полумер (установление пенсий и отпусков колхозникам, возможность найма колхозами механизаторов без их вступления в члены колхоза и другие), чтобы привлечь в колхозы действительно квалифицированный технический персонал.
3. Не имея возможности быстро построить помещения для хранения техники и лишившись большого числа механизаторов, ранее работавших в МТС, колхозы не могли в 1959–1961 годах наладить правильное хранение, ремонт и использование техники и потеряли значительную ее часть.
4. Но самым существенным отрицательным последствием реформы стал быстрый кризис огромной отрасли производства сельскохозяйственной техники. До 1958 года все заводы (тракторные, комбайновые, общесельскохозяйственные, заводы химических удобрений и другие) производили машины и детали в соответствии с планом, и те по разнарядкам направлялись в МТС. Начиная с 1959 года МТС прекратили существование, и всю эту технику должны были покупать колхозы. Но у колхозов уже не было средств на покупку машин, не было людей для ее использования, как и опыта покупки техники прямо у заводов. Поэтому общие поставки техники сельскому хозяйству, особенно колхозам, резко сократились. Чтобы не останавливать заводы, продукцию приходилось направлять в основном в совхозы, на целину, на экспорт, но несмотря на это производство сельскохозяйственных машин начало катастрофически уменьшаться, а на заводах стали в огромном количестве скапливаться непроданные машины. В 1957 году в сельское хозяйство было отправлено 258 000 тракторов. В 1959 году – только 236 000. В 1957 году государство поставило сельскому хозяйству 134 000 комбайнов, в 1958 году – только 65 000, а в 1959 году – лишь 53 000. Даже к 1971 году поставки комбайнов сельскому хозяйству были в два раза меньше уровня 1957 года. Производство силосоуборочных комбайнов уменьшилось в 1957–1960 годах в четыре раза. В 1957 году в сельскохозяйственное производство было продано 125 000 грузовых автомобилей, в 1960 году – только 66 000. Резко уменьшились производство и поставки тракторных плугов и сеялок, культиваторов, косилок, жаток и другой сельскохозяйственной техники. Некоторые ее виды почти перестали поступать в сельское хозяйство.
В 1958 году сельскому хозяйству было продано 6 000 кукурузных комбайнов, а в 1959 году – только 200. В 1957 году сельское хозяйство получило 13 000 зерносушилок, а в 1960 году – лишь 900. Эти примеры можно было бы продолжать и дальше. Резко ухудшились все показатели использования техники и увеличился ее износ. Поэтому в 1958–1961 годах начал уменьшаться общий парк используемых в сельском хозяйстве машин – впервые в истории СССР в условиях мирного времени. В результате, по подсчетам экономистов, только в РСФСР в 1962 году для проведения всех сельскохозяйственных работ в наилучшие сроки не хватало 420 000 тракторов, 76 000 автомобилей, 136 000 комбайнов и множества другой техники. Колхозы были обеспечены отдельными видами техники только на 26–48 %.
Из-за недостатка машин стало затягиваться в колхозах проведение многих сельскохозяйственных работ, а на их покупку хронически не хватало денег. Колхозы обращались за ссудами в Госбанк, но не могли их своевременно погашать. Их долги банкам с 1957 по 1961 год непрерывно росли, достигнув в 1961 году суммы более чем в 2 млрд рублей – то есть больше того, что Хрущев в 1957 году приводил как общую балансовую стоимость всей техники МТС. Таким образом, не только сельское хозяйство, но теперь и все промышленное производство сельскохозяйственной техники оказалось в критическом положении, и кризис грозил превратиться в катастрофу.
Эти отрицательные тенденции непродуманно быстрой реформы были осознаны только в 1962 году. Очередной пленум ЦК постановил снизить цены: на 40 % на бензин и запасные части, на 17 % на грузовые автомобили, на 9 % на тракторы – в среднем по всем видам сельскохозяйственной техники на 10 %. Но это было слишком незначительное снижение. В конце 1962 года цены были опять снижены на несколько процентов, но и это не помогло улучшить положение. Даже и в 1964 года техника оставалась слишком дорогой. (Чтобы купить 4 шины для маленького трактора «Беларусь», нужно было продать 13 тонн пшеницы!)
5. При принятии закона о ликвидации МТС было предусмотрено, что на базе 8 000 МТС будут созданы 4 000 РТС (ремонтно-технических станций). Однако создать такие РТС практически не удалось, и с 1961 года решили проводить ремонт техники непосредственно в колхозах – было создано около 10 000 ремонтных мастерских, но это могли позволить себе только большие колхозы. В 34 000 колхозов вовсе не было мастерских, и ремонт производился примитивными методами.
Для того чтобы предотвратить быстрый выход из строя техники, в 1961 году было создано Всесоюзное объединение «Сельхозтехника», которое осуществляло ее ремонт на станциях технического обслуживания в сельских районах. Но и к 1964 году такие станции могли выполнять меньше половины необходимых ремонтных работ.
В отделения «Сельхозтехники» переходили на работу многие механизаторы из городов, ранее покинувшие МТС, что было положительным явлением. Однако и в 1965 году общая численность механизаторов в колхозах и в отделениях «Сельхозтехники» была ниже, чем в колхозах и в МТС в 1957 году.
Таким образом, и эта кардинальная реформа Хрущева в области сельского хозяйства привела к отрицательным последствиям, во всяком случае, в период 1958–1964 годов.

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Безопасность. Обзоры. Ноутбуки. Звуки и карты. Windows