Безопасность. Обзоры. Ноутбуки. Звуки и карты. Windows

Клеймо преступника: от Древнего Рима до наших дней

Возможно, что преступники наших дней ire преступили бы закон, если бы оказались в Древнем Риме или Древней Греции. Ведь там преступников клеймили – выжигали буквы на плече, а в Древнем Египте – особым способом выбивали передний зуб.

Средние века ожесточили судей и тюремщиков. Преступникам наносятся самые настоящие увечья в зависимости от тяжести проступка. В средневековой Европе вор остается без ушей, разбойник – без носа, клятвопреступнику отрубают палец или руку, обманщику – надрезают уши… Если преступник попался второй раз, его ждет казнь.

В романе французского писателя А. Дюма «Три мушкетера» есть персонаж, доставивший много неприятностей друзьяммушкетерам. Это леди Винтер – миледи. Дюма описывает, как был поражен граф де ла Фер, увидев на ее плече клеймо в форме лилии. Лилия эта – не выдумка Дюма, а исторический факт. Во Франции именно так клеймили воров, а лилия означала герб главы государства. В Англии на руке вора каленым железом выжигали «позорное пятно».

В 1789 году французское законодательство ненадолго отменяет жестокие наказания, но Наполеон в 1799 году опять вводит их в практику. Теперь вора метят буквой «V», вор-рецидивист носит клеймо «VV», «TF» означает – принудительные работы. «G» или «GAL» означает, что обладатель этого клейма – узник галер. Что такое галера?

Галера – древнее судно, низкое и длинное по форме, на котором плавали и древние римляне, и войска французского короля Людовика XIV. Причем римляне использовали для гребли рабов, а Людовик XIV – всех людей другой веры, всех некатоликов. После XVIII века часть галер использовалась в качестве плавучих тюрем. Туда–то и отправляли преступника, помеченного клеймом «GAL».

Французские законы того времени не щадили и мелких мошенников, они также носили на своем теле особое клеймо. А в Австрии вплоть до конца XVIII века преступникам выжигали различные буквы на спине. По этим буквам можно было определить, где было совершено преступление и какое именно.

Только в 1832 году во Франции навсегда отменили варварский способ метить нарушителей закона. Дольше всего клеймили преступников в Китае – до 1905 года. А в Таиланде даже в 1940 году подобным образом наказывали виновных, правда каленое железо заменила татуировка.

Из книги 100 Великих мифов и легенд автора Муравьева Татьяна

МИФЫ ДРЕВНЕГО РИМА

Из книги Еврейская диетология, или Расшифрованный кашрут автора Люкимсон Петр Ефимович

От святых апостолов до наших дней Как следует из текста всех Евангелий, при жизни (или, следуя христианской терминологии, при пребывании в своем физическом теле) Иисус Христос был глубоко верующим евреем, истово исполняющим все предписания Пятикнижия и считающим, что так

Из книги Энциклопедический словарь крылатых слов и выражений автора Серов Вадим Васильевич

От Ромула до наших дней Из романа в стихах «Евгений Онегин» (1823-1831) А. С. Пушкина (1799-1837) (гл. 1, строфа 6).Ромул был, согласно римской мифологии, основателем Рима.См. также В хронологической

Из книги Италия. Калабрия автора Кунявский Л. М.

Из книги Италия. Сардиния автора Кунявский Л. М.

Что пришло к нам из Древнего Рима Мы живем, используя достижения и открытия предыдущих поколений, но редко вспоминаем, откуда что пошло. Вот несколько примеров наследия древних римлян.ФонтаныВ древнеримских фонтанах (лат. fontе – источник) вода не била струями вверх, а

Из книги Италия. Умбрия автора Кунявский Л. М.

Что пришло к нам из Древнего Рима Мы живем, используя достижения и открытия предыдущих поколений, но редко вспоминаем, откуда что пошло. Вот несколько примеров наследия древних римлян.ФонтаныВ древнеримских фонтанах (лат. fontе – источник) вода не била струями вверх, а

Из книги Энциклопедия самых загадочных мест планеты автора Востокова Евгения

Из книги Здесь был Рим. Современные прогулки по древнему городу автора Сонькин Виктор Валентинович

Тысяча слов об истории Древнего Рима середине VIII века до н. э. (а может быть, немного раньше или позже; традиционная дата основания Рима - 21 апреля 753 года до н. э.) несколько племен центральной Италии облюбовали клочок земли на пересечении речных и сухопутных дорог и

Из книги Путеводитель по журналу "Радио" 1981-2009 гг автора Терещенко Дмитрий

Техника Наших Дней Глобальная радиоинтерферометрическая сетьМатвеенко Л.1996, № 12, с. 8. XXI век - век глобализации и персонализации связиБулгак В.1997, № 5, с. 5. Радионаблюдения с ИСЗ за предвестниками землетрясенийЛаркина В.1999, № 1, с. 55. Геотроника: электроника в геодезии.

Из книги 200 знаменитых отравлений автора Анцышкин Игорь

ОТ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ ДО НАШИХ ДНЕЙ «Аптекарь: Всыпь этот порошок в любую Жидкость и выпей все. Имей ты больше Сил, чем двадцать человек – умрешь Мгновенно». В. Шекспир. «Ромео и Джульетта». ОСНОВАНИЕ ПОЛЬШИ И ЧАША ЯДА Легендарный польский король VIII века Лешек завещал после

Из книги Домашний музей автора Парч Сусанна

ОТ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ ДО НАШИХ ДНЕЙ Балезин С. У великих африканских озер. – М.: Наука, 1989. -208 с.Богданов А. Смирение по Иоакиму // Наука и религия. -1995. – № 7.Большая Советская Энциклопедия: Т. 40. – М.: Госнаучиздат, 1955. – 760 с.Борисов Ю. Дипломатия Людовика XIV. – М.: Междунар.

Из книги Я познаю мир. Криминалистика автора Малашкина М. М.

Из книги Универсальный энциклопедический справочник автора Исаева Е. Л.

Милиционеры на улицах древнего рима Первые полицейские появились в странах Древнего Востока. В Египте они не только следили за рабами и охраняли гробницы фараонов, но и поддерживали порядок на улицах и рынках. Египетская полиция преследовала и наказывала

Здравствуйте дорогие читатели сайта Спринт-Ответ . Сегодня мы проведём обзор игры, а также предоставим правильные ответы в игре "Кто хочет стать миллионером?" за 13 мая 2017 года (13.05.2017).

В студии как обычно находится ведущий передачи Дмитрий Дибров . А также за игровым столом сидят участники телеигры: Алексей Лысенков и Владимир Маркин . Игроки выбрали несгораемую сумму в 200 000 рублей. Итак начинаем краткий обзор игры.

1. Как называют человека, выполняющего мелкие, несложные поручения?

  • дядя на ходунках
  • тётя на ползунках
  • девочка на летучках
  • мальчик на побегушках

2. Что должен был отвечать советский пионер на призыв "Будь готов!"?

  • "Всегда готов!"
  • "Пасти коров"
  • "Ты кто таков?"
  • "Иван Петров"

3. Куда собирается сесть героиня песни в исполнении Любови Успенской?

  • на велосипед
  • в кабриолет
  • в драндулет
  • в звездолёт

4. Что можно заработать во многих играх?

  • очки
  • пенсне
  • монокли

5. Кто пел частушки в мультфильме "Летучий корабль"?

  • водяные
  • Кощеи
  • лешие
  • Бабки-ёжки

Игроки взяли первую подсказку "Помощь зала" в пятом вопросе.

6. Какой хищник живёт высоко в горах?

  • снежный барс
  • гепард
  • манул

7. В чём, кроме лошадиных сил, измеряют мощность автомобиля?

  • в джоулях
  • в ньютонах
  • в киловаттах
  • в люменах

8. Какое прозвище носил сэр Ланселот, рыцарь Круглого стола?

  • Озёрный
  • Речной
  • Морской
  • Океанский

9. Мелодию какой песни барда Сергея Никитина записал оркестр Поля Мориа?

  • "Брич-Мулла"
  • "Под музыку Вивальди"
  • "Александра"
  • "Диалог у новогодней ёлки"

10. Что украшало шляпы почтовых курьеров Древнего Рима?

  • молния
  • колесо
  • крылья

Игроки взяли подсказку "Право на ошибку" в десятом вопросе.

11. Дом какого художника - один из самых известных музеев Амстердама?

  • Брейгеля
  • Рембрандта
  • Вермеера
  • Босха

Игроки взяли подсказку "Звонок другу" и "50:50" при ответе на одиннадцатый вопрос, к сожалению игроки всё равно ответили неправильно. Выигрыш 0 рублей.

Место игроков в студии занимают дедушка и внучка: Всеволод Шиловский и его внучка Аглая. Начинается вторая часть игры "Кто хочет стать миллионером?" от 13 мая 2017 года . Игроки выбрали несгораемую сумму в 100 000 рублей.

1. Из чего состоят организмы животных и растений?

  • из вольеров
  • из загонов
  • из клеток
  • из аквариумов

2. Как Ершов описал Конька-Горбунка: "На спине с двумя горбами и..."?

  • с квадратными глазами
  • с аршинными ушами
  • с ветвистыми рогами
  • со строгими ногами

3. Что используют в акупунктуре?

  • нитки
  • иголки
  • булавки
  • кнопки

4. Какая пьеса Шекспира легла в основу мюзикла "Целуй меня, Кэт"?

  • "Укрощение строптивой"
  • "Как вам это понравится"
  • "Сон в летнюю ночь"
  • "Буря"

5. Что едят коалы?

  • бамбук
  • кактусы
  • тростник
  • листья эвкалипта

6. Боевые искусства какой страны известны известны под названием ушу?

  • Китай
  • Корея
  • Япония
  • Индонезия

7. Из какого стихотворения Пушкина Владимир Мотыль взял название для своего фильма "Звезда пленительного счастья"?

  • "Памятник"
  • "К Чаадаеву"
  • "Зимнее утро"
  • "Я вас любил"

При ответе на седьмой вопрос игроки взяли подсказку "Помощь зала".

8. Какую букву напоминают ворота для игры в регби?

9. Какой музыкальный инструмент изображён на гербе Ирландии?

  • арфа
  • флейта
  • скрипка
  • волынка

При ответе на девятый вопрос игроки использовали подсказку "50:50".

22.12.2015

История курьерской доставки почты начинается с античных времен. Тогда человека, занимающегося доставкой, называли гонцом, нарочным, посыльным. Он доставлял важную почту и для быстрой доставки использовал лошадей. А до этого курьеры и вовсе передвигались пешком. Их работа была связана с многочисленными трудностями и риском. За время своей службы курьер успевал побывать даже в чужих краях.

Курьерская служба на Руси

Курьерская служба как организованная государственная появилась в десятом веке. Княжеским гонцам в разных городах и селах предоставляли лошадей с повозками. Именно поэтому курьерская служба называлась «повоз». Документы, доставляемые посыльным, выглядели как конверт или свернутый свиток, скрепленный сургучом с печатью князя. С тринадцатого века для пересылки сообщений использовалась ямская гоньба. Она просуществовала до середины девятнадцатого века. Для организации работы ямской гоньбы была создана государственная служба Ямской Приказ. С этого времени наблюдается активное развитие почтовой системы. Очень быстро были налажены маршруты в соседние государства, а позже - и в другие города, значимые для экономических и политических отношений.

Люди всегда нуждались в обмене информацией. Именно поэтому история почты началась задолго до появления письменности и привычных современному человеку писем. В древности для передачи новостей использовался голос. Этот способ сохранялся в некоторых регионах вплоть до Средних веков. Например, в империи инков на протяжении многих столетий существовали гонцы-глашатаи, которые распространяли новости из столицы, передвигаясь по стране с помощью сети разветвленных горных дорог. Позже они стали использовать в котором в качестве носителя информации выступали шнуры и нити.

Клинописные таблички

Первая система письменности в классическом смысле этого слова - клинопись. С ее появлением около 3 тысяч лет до н. э. история почты перешла на принципиально новый уровень. Клинопись распространилась среди народов древней Месопотамии: шумеров, аккадцев, вавилонян, хеттов.

Послания выводились деревянной палочкой на глиняных табличках, пока глина сохраняла свою мягкость. Из-за специфического инструментария возникали характерные клинообразные штришки. Конверты для таких писем также изготавливались из глины. Чтобы прочитать послание, адресат должен был разбить «упаковку».

Древняя история почты долгое время оставалась практически неизвестной. Большой вклад в ее изучение внесло открытие библиотеки последнего великого царя Ассирии Ашшурбанипала, правившего в VII в. до н. э. По его приказу был создан архив из 25 тысяч глиняных табличек. Среди клинописных текстов оказались как государственные документы, так и обычные письма. Библиотека была открыта в XIX веке. Благодаря уникальной находке удалось провести дешифровку непонятной прежде переводчикам клинописи.

Ракушки и рисунки

Индейцы племени гуронов обходились бусами из раковин. Их нанизывали на нитки и так получали целые письма. Каждая пластинка имела определенный цвет. Черный означал смерть, красный - войну, желтый - дань и т. д. Умение читать подобные цветные пояса считалось привилегией и мудростью.

История почты прошла и «иллюстрированный» этап. Прежде чем писать буквы, люди научились рисовать. древних, образцы которой и сегодня обнаруживаются в глухих пещерах, это тоже своеобразная почта, шедшая до современного адресата целые поколения. Язык рисунков и татуировок до сих пор сохранился у изолированных полинезийских племен.

Алфавит и морская почта

Своя уникальная система письма была у древних египтян. Кроме того, у них была развита голубиная почта. Для передачи информации египтяне использовали иероглифы. Гораздо меньше известен тот факт, что именно этот народ создал первый прообраз алфавита. Среди многочисленных иероглифов-рисунков у них появились иероглифы, передававшие звуки (всего их было 24).

В дальнейшем данный принцип шифрования развивали другие народы Древнего Востока. Первым собственно алфавитом считается алфавит, появившийся в городе Угарит на территории современной Сирии приблизительно в XV в. до н. э. Затем схожая система распространилась в других семитских языках.

Свой алфавит был у финикийцев. Этот торговый народ прославился искусными кораблестроителями. Моряками осуществлялась доставка почты в многочисленные колонии в разных частях средиземноморья. На основе финикийского алфавита возник арамейский и греческий алфавиты, от которых берут начало почти все современные системы письменности.

Ангарион

Ангарион - древняя персидская почтовая служба, созданная в империи Ахеменидов в VI в. до н. э. Учредил ее царь Кир II Великий. До этого доставка почты из одного конца государства в другой могла растянуться на месяцы, что категорически не устраивало власти.

Во времена Кира появились ангары (так назывались конные курьеры). Почтовое дело той эпохи дало первые ростки существующей и сегодня. Самая длинная дорога ангариона тянулась из Суз в Сарды, а ее длина составляла 2500 километров. Огромный маршрут был разделен на сотню станций, на которых менялись лошади и курьеры. С помощью этой эффективной системы персидские цари беспрепятственно передавали поручения своим сатрапам в самых далеких провинциях огромной империи.

При преемнике Кира II Дарии I была построена Царская дорога, качество проложения которой оказалось столь высоким, что примером ее организации (и вообще ангариона) в своем государстве воспользовался Александр Македонский, римские императоры и даже Карл I, правивший средневековой Франкской империей в IX веке.

Римская эпоха

Как уже отмечалось выше, римская история почты и писем во многом походила на персидскую. В республике, а позднее в империи параллельно существовала государственная и частная система передачи сообщений. Последняя основывалась на деятельности многочисленных гонцов, которых нанимали (или использовали в качестве рабов) богатые патриции.

На вершине своего могущества Римская империя охватывала колоссальные территории в трех частях света. Благодаря единой сети разветвленных дорог уже в I веке нашей эры можно было с уверенностью отправить письмо из Сирии в Испанию или из Египта в Галлию. Мелкие станции, где менялись лошади, были устроены на расстоянии всего нескольких километров. Пакеты перевозились конными курьерами, для клади использовались телеги.

Наиболее быстрая и эффективная государственная почта была доступна только для официальной корреспонденции. Позже стали выдаваться особые разрешения на пользование этой системой путешествующим чиновникам и христианским священникам. Государственной почтой заведовал приближенный к императору префект претория, а с IV века - магистр оффиций.

Средневековая Европа

После падения Римской империи прежняя почтовая система развалилась. Сообщения стали доставляться с огромными затруднениями. Мешали границы, отсутствие и запустение дорог, преступность и исчезновение единой централизованной власти. Почтовое сообщение стало еще хуже с возникновением феодализма. Крупные землевладельцы часто взимали огромные пошлины за проезд по своей территории, что крайне осложняло деятельность курьеров.

Единственной хоть сколько-нибудь централизованной организацией в Европе в раннем средневековье осталась церковь. Монастыри, архивы, храмы и административные органы нуждались в постоянном обмене информацией на просторах большей части политически раздробленной Европы. За организацию почтового сообщения стали браться целые духовные ордена. Нередко важную корреспонденцию по Старому Свету перевозили странствующие монахи и священники, чья ряса и духовный статус зачастую были лучшими средствами защиты от неприятностей с незнакомцами.

Свои корпорации гонцов возникали при университетах, куда стекались студенты из самых разных краев. Особенно прославились курьеры учебных заведений Неаполя, Болоньи, Тулузы и Парижа. Они поддерживали связь между студентами и их родными.

Больше всего в почте нуждались купцы и ремесленники. Без обмена письменными сообщениями со своими партнерами они не могли наладить торговлю и сбыт продукции. Отдельные корпорации купеческой почты возникали вокруг гильдий и других объединений коммерсантов. Эталон такой системы был создан в Венеции, чьи торговые контакты связывали средневековую республику не только со всей Европой, но и с далекими странами по ту сторону Средиземного моря.

В Италии и Германии, где сформировался институт вольных городов, получила распространение эффективная городская почта. Свои собственные опытные гонцы были у Майнца, Кельна, Нордгаузена, Бреславля, Аугсбурга и т. д. Они доставляли как письма администрации, так и посылки обычных жителей, плативших за услугу по определенному тарифу.

Ямщики и тройки

Благодаря «Сказке о царе Салтане» Александра Пушкина все в детстве слышали фразу: «Едет с грамотой гонец». Отечественная почта возникла в период Киевской Руси. Необходимость в системе обмена корреспонденцией всегда была актуальна для нашей страны в силу ее огромных территорий. Колоссальные для западных европейцев расстояния отражались и на нормах, характерных для русских гонцов и невероятных для иностранцев.

Во времена Ивана Грозного царские курьеры обязаны были проходить в день по сто километров, что с трудом поддавалось объяснению заграничным наблюдателям. В XIII - XVIII вв. почтовые станции в России назывались ямами. На них содержались лошади и работали постоялые дворы.

Существовала и так называемая ямская повинность. Она распространялась на тягловое население провинций. Крестьяне, отбывавшие повинность, должны были организовывать перевозки государственных чиновников, грузов и дипломатов. Эта традиция была распространена татаро-монголами во время их ига над восточнославянскими княжествами. В XVI веке в Русском государстве появился Ямской приказ. Этот аналог министерства занимался не только почтовыми, но и налоговыми делами. Короткая фраза: «Едет с грамотой гонец» едва ли может передать сложность курьерского дела в средневековой России.

Около двухсот лет назад появились знаменитые разноаллюрные упряжки тройки лошадей. Они снаряжались специально для путешествий на дальние расстояния. Расположенные по бокам скакали галопом, а центральный коренник двигался рысью. Благодаря такой конфигурации достигалась предельная для своего времени скорость в 45-50 километров в час.

От дилижансов до железных дорог и пароходов

Централизованные системы королевских почт появились в Англии, Швеции, Франции и других развитых странах в XVI-XVII вв. Одновременно с тем росла необходимость в устройстве международной связи.

На рубеже Средневековья и Нового времени в Англии распространились дилижансы. Эта почтовая карета постепенно вытеснила простых конных курьеров. В конце концов она завоевала мир и появилась во всех частях света от Австралии до Америки. О прибытии почтового экипажа в городе или селе сообщали с помощью специального рожка.

Очередной перелом в развитии систем связи произошел в начале XIX века с появлением пароходства и железных дорог. Новый вид водного транспорта хорошо зарекомендовал себя в организации британо-индийской почты. Специально для облегчения путешествия на восток англичане спонсировали строительство в Египте, благодаря которому корабли могли не огибать Африку.

Почтовые ящики

Существует несколько версий о том, где появился первый почтовый ящик. По одной из них таковыми можно считать тамбуры, установленные во Флоренции в начале XVI столетия. Их размещали рядом с церквями - главными общественными местами города. Деревянный ящик со щелью вверху был предназначен для передачи анонимных доносов, в которых сообщалось о государственных преступлениях.

В том же XVI веке подобные новинки появились у моряков. В каждой британской и голландской колонии был свой почтовый ящик. С помощью подобной технологии мореплаватели передавали корреспонденцию на другие корабли.

Французским изобретателем почтового ящика считается Ренуар де Вилайе. Именно он разрешил проблему переписки между парижанами. В середине XVII века во французской столице было четыре почтамта, однако и они не могли справиться с гигантским потоком корреспонденции обычных граждан. Ренуар де Вилайе являлся членом правительства и Национальной академии наук. Подключив собственную смекалку и административные ресурсы (разрешение короля Людовика XIV), он в 1653 году инициировал установку почтовых ящиков по всему Парижу, что заметно облегчило работу почтовой службы. Новинка быстро прижилась в столице и распространилась в других городах страны.

История почты России сложилась так, что отечественные почтовые ящики появились только в 1848 году. Первые такие диковинки установили в Москве и Санкт-Петербурге. Поначалу конструкции были деревянными, затем их сменили на металлические. Для срочных отправлений использовались почтовые ящики, выкрашенные в яркий оранжевый цвет.

Марки

Сложившаяся в Новое время международная почтовая система имела множество недостатков. Ключевой из них заключался в том, что сборы за пересылку отправлений оставались затруднительными несмотря ни на какие логистические и технические новшества. Впервые данная проблема была решена в Великобритании. В 1840 году там появилась самая ранняя из ныне известных марок - «черный пенни». Ее выпуск был связан с введением тарифов на пересылку писем.

Инициатором создания марки стал политик Роуленд Хилл. На рисунке марки был выгравирован профиль молодой королевы Виктории. Нововведение прижилось и с тех пор каждый почтовый конверт письма оснащался специальным ярлыком. Наклейки появились и в других странах. Реформа привела к значительному увеличению количества почтовых пересылок в Великобритании более чем в два раза всего лишь за первый год после эпохального преобразования.

В России марки появились в 1857 году. Первый знак почтовой оплаты оценивался в 10 копеек. На марке был изображен двуглавый орел. Для тиража выбрали именно этот геральдический символ, так как он являлся эмблемой Почтового департамента империи. Это ведомство старалось не отставать от западных тенденций. Почта СССР также уделяла много внимания знаки оплаты пересылки появились в 1923 году.

Открытки

Знакомые всем почтовые открытки возникли сравнительно недавно. Первая карточка подобного рода появилась в 1869 году в Австро-Венгрии. Вскоре такой формат завоевал общеевропейскую популярность. Случилось это во время Франко-прусской войны 1870-1871 гг., когда французские солдаты стали массово посылать свои родным иллюстрированные почтовые карточки.

Фронтовая мода была моментально перехвачена коммерсантами. Уже через несколько месяцев почтовые открытки стали массово выпускаться в Англии, Дании, Бельгии и Нидерландах. Первая российская открытка увидела свет в 1872 году. Еще через шесть лет на специальном конгрессе в Париже был принят международный стандарт размеров карточек (9 сантиметров длины, 14 сантиметров ширины). Позже его несколько раз меняли. Со временем появились подвиды открыток: поздравительные, видовые, репродукции, художественные, рекламные, политические и т. д.

Новые веяния

В 1820 году в Великобритании изобрели конверт. Спустя еще 30 лет появились штемпельные бандероли. В середине XIX столетия письмо могло совершить кругосветное путешествие за 80-85 дней. Отправления ускорились, когда в России была открыта Транссибирская магистраль.

XIX век ознаменовался последовательным появлением телеграфа, телефона и радио. Возникновение новых технологий не умалило значение, которое представляло для тогдашних людей почта. Телеграф и вовсе оказал неоценимое содействие ее развитию (во всех странах постепенно объединяли ведомства, отвечавшие за эти два вида связи).

В 1874 году был создан Всемирный почтовый союз и созван Всемирный почтовый конгресс. Целью мероприятия стало подписание международного соглашения, которое могло бы унифицировать разрозненные системы передачи корреспонденции разных стран мира. На конгрессе присутствовали представители 22 государств. Ими был подписан Всеобщий единый почтовый договор, вскоре переименованный во Всемирную почтовую конвенцию. Документ обобщил международные правила обмена отправлениями. С тех пор история почты России продолжалась в русле всемирной эволюции почтовой связи.

В конце XIX столетия началось развитие аэронавтики. Покорение человеком воздуха привело к исчезновению каких-либо физических барьеров для отправлений по всему миру. Как уже упоминалось выше, еще древним цивилизациям была известна своя аэропочта - голубиная почта. Птицы использовались людьми для коммуникации даже в самом зените прогресса. Особенно незаменимыми голуби становились во время кровопролитных конфликтов. Пернатая почта исправно использовалась на фронтах Первой и Второй мировой войны.

Электронная почта

У современной эпохи есть множество определений. Называют ее и информационной. И это во многом справедливо. Сегодня именно информация является главным ресурсом, двигающим прогресс. Связанная с ней революция произошла благодаря появлению интернета и современных средств коммуникации.

В наши дни знакомая многим поколениям людей бумажная почта понемногу уступает свое место электронной. На смену железному ящику для конвертов пришел e-mail, а социальные сети и вовсе стерли представления о расстоянии. Если еще двадцать лет назад интернет воспринимался как чудаческая забава, то теперь без него сложно представить жизнь современного человека. Доступный же каждому человеку электронный e-mail воплотил в себе многовековую эволюцию почты со всеми ее различными рывками и прыжками.

| ПОЧТОВЫЕ СЛУЖБЫ ДРЕВНЕГО МИРА

Хотя слово "почта" появилось в древнем Риме только на рубеже нашей эры, для удобства так принято назы­вать различные службы связи, суще­ствовавшие ранее. Это же относится к таким терминам, как "почтмейстер", "отправка корреспонденции" и другим.

Почта в стране пирамид. Известно, что уже при фараонах IV династии (2900 - 2700 гг. до н. э.) в Египте существовала почта с пешими (скороходами) и конными гонцами, курсировавшими по военным дорогам в Ливию, Абиссинию, Аравию. Местное население обязывалось предоставлять гонцам постой. Фараоны в виде особых привилегий освобождали отдельные го­рода от этой повинности. Сведения об этом находят в древних папи­русах. Например, фараон Пиопи (Лепи) II из VI династии, правившей Древним Царством в 2500 - 2400 гг. до н. э., даровал льготы городам Копту и Дашуру: "Повелено моим величеством, чтобы ради царя Снофру был освобожден этот город от работ всякого ро­да и повинностей, возложенных в пользу царского дома и двора, . .. чтобы все аренда­торы этого города были свободны от постоя курьеров, идущих по воде или суше, вверх или вниз, на вечные времена... "

Служба царских гонцов была тяжелой и опасной. По обычаям того времени гонца, принесшего плохую весть, разгневанный вла­стелин мог казнить. Рассказ об опасностях и невзгодах такой службы сохранился в днев­нике ученого, относящемся ко временам XII династии (2000 - 1788 гг. до н. э.): "Когда гонец выходит в чужую страну, за­вещает он имущество свое детям своим из страха перед львами и азиатами. И если вер­нулся он в Египет, едва достиг он сада, едва достиг он дома своего вечером, как скоро должен снова собираться в путь". Автор за­вещает своему сыну: "Становись кем хо­чешь, но не гонцом".

Письма чаще всего писали на папи­русе, свертывали в трубку, обвязывали бечевкойизапечатывали глиняной пе­чатью.

Египетские феллахи в Тель-эль-Амарне, где вдревности находился Ахета-тон - столица египетского царя Амен­хотепа IV (Эхнатона) (1419 - 1400 до н. э.), нашли в1887 г. его архив ино­странных дел. Несколько сот глиняных табличек, написанных вавилонской кли­нописью, составляли переписку фараона с царями вавилонского, хеттского, митаннийского и ассирийского государств, а также донесения египетскому царю от подчиненных ему князей сирийских и финикийских городов.

Через 20 лет, в 1906 г., недалеко от Анкары, близ деревни Богазкей экспе­диция профессора Г. Винклера раскопа­ла хеттскую столицу Хаттусас и нашла другой огромный архив (около 15 тыс. глиняных табличек). Среди различных документов здесь хранилось и много писем на хеттском, аккадском и других языках. Письма относились главным образом в XIV- XIII вв. до н. э.

Среди них было найдено знаменитое пись­мо вдовы рано умершего фараона Тутанхамона к царю хеттов Суппилулиуму. "Мой муж умер, сына у меня нет, - писала она. -А у тебя, говорят, много сыновей. Если ты дашь мне одного из них, будет он мне мужем. Что же мне, раба, что ли, своего брать в мужья и почитать его?".

На дорогах огромного царства Ахаменидов . Наиболее совершенную для своего времени систему почтовой свя­зи начал создавать персидский царь Кир II Великий (? -530дон.э.); наивыс­шего уровня она достигла при Дарие I (522 - 486 до и. э.). Чтобы прочнее удерживать в подчинении многочислен­ные народы на громадной территории, нужно было иметь мощную и разви­тую сеть дорог. Персидские дороги не только имели много общего с ассирий­скими военными дорогами, но превос­ходили их, они могут быть названы предшественниками римских дорог. Одна из главных дорог-царская- шла от Сард на эгейском побережье Малой Азии через Армению и Ассирию к югу Двуречья на Сузы. От нее ответвлялись две другие дороги: одна к Тиру и Сидону, другая к границам Бактрии и Ин­дии. Было много и других дорог.

Греческие историки Геродот (484 -425 до н. э.) и Ксенофонт (430 - 355 до н. э.) восторгались состоянием дорог и четкостью организации курьерской службы. Геродот, путешествовавший в середине V в. до н. э. по персидскому государству, отме­чал, что дороги дали ему возможность деталь­но познакомиться со страной. На всем протя­жении царской дороги имелись царские го­стиницы с прекрасными жилыми покоями. В различных пунктах стояли войска, обеспе­чивавшие безопасность движения почты, путе­шественников, купцов с товарами. Чтобы покрыть путь от Сард до Суз (около 2300 ки­лометров) , пашему путешественнику, по сло­вам Геродота, требовалось около 90 дней.

Царская почта доставлялась значи­тельно быстрее. Расстояние в 20 кило­метров между станциями-гостиницами разбивалось на парасанги (пять кило­метров), в конце которых располага­лись пикеты курьеров, всегда готовых в путь. Почта передавалась по принци­пу эстафеты: всадник, получив почту, мчал по весь опор к соседнему пикету, передавал пакет другому, мчавшемуся далее. Поэтому огромное расстояние из конца в конец царской дороги государ­ственная почта преодолевала за шесть - восемь дней, пройдя 111 станций.

Эта почта у греков называлась "ангарейон", а гонцы "ангарой". "Персы так умело организовывали передачу вестей, - пишет Ге­родот, - что никто в мире не может прев­зойти их гонцов. . . Ни снег, ни дождь, ни жа­ра, ни темень не задержат посланцев царя Дария, не помешают им с самой большой скоростью промчать выделенный им отре­зок пути. . . Ничто на свете не исполняется так быстро, как приказы, доставляемые его курьерами. . ." Геродоту вторит Ксенофонт, который пишет о гонцах Кира Младшего (? - 401 до н. э.): "Никто в мире не может спорить с ними в быстроте, голуби и журав­ли едва поспевают за ними".

Персы впервые ввели и регулярно действующую почтовую связь, которую теперь принято называть военно-поле вой почтой. За армией, совершавшей за­воевательный поход, двигалась специ­альная служба, поддерживавшая почто­вую связь со столицей государства. Есть сведения, что особо важные и сроч­ные военные известия и приказы пере­давались от пикета к пикету огневыми сигналами.

Под небом Эллады. Особенности по­литической жизни древней Греции обус­ловили своеобразие ее почтовых связей. Многочисленные мелкие государства, города-государства не поддерживали между собой регулярного почтового со­общения - они в нем попросту не нуж­дались. Если возникала потребность пе­редать важное известие (например, во­енное), то использовали морские суда (для связи с островами и многочислен­ными колониями по берегам Средизем­ного и Черного морей) или гемеродромов - "дневных гонцов" (при необхо­димости они бежали и ночью). Для пе­редачи известий на близкие расстояния использовали грамматофоров ("письмоносцев") . Служба тех и других счи­талась ответственной и почетной. Для нее отбирали выносливых и быстрых бегунов, нередко олимпиоников - по­бедителей Олимпийских игр.

История сохранила сведения о Ласфене, гемеродроме из Фив, обгонявшем на длин­ных дистанциях быстроногих коней. Его друг Эфхид совершил подвиг, пожертвовав жизнью, подобно знаменитому марафонскому вестнику. Эфхид пробежал более 200 кило­метров, чтобы доставить священный огонь из Дельфийского храма, когда в храме на афинском Акрополе священный огонь погас по недосмотру жрицы. Эфхид бежал так быстро, что, возвратясь в Афины, скончал­ся от переутомления. Другой известный го­нец Филипп за 24 часа пробежал 225 километ­ров, чтобы передать лакедемонянам просьбу афинян о военной помощи против вторг­шихся персов.

В древнем Риме. На необозримых пространствах древнеримского государ­ства и покоренных Римом стран, от Ближнего Востока до Британии, была создана разветвленная, действующая по четкому регламенту система связи. Поч­та существовала еще во времена респу­блики, но упорядоченная Юлием Цеза­рем (100 - 44 до н. э.), была усовер­шенствована во времена правления Ав­густа (27 до н. э. - 14 н. э.), а высше­го расцвета достигла при императорах Нерве, Траяне, Адриане (96 - 138 н. э.). Отдельные маршруты с общей протя­женностью около 100 000 километров были постепенно объединены в единую систему. Почтовая служба получила наз­вание "курсус публикус" - обществен­ная почта. Справедливости ради отме­тим, что это название не совсем соответствовало истине: почтой могли поль­зоваться лишь члены императорской семьи, патриции, чиновники, легионеры. Но со временем за определенную плату почта стала обслуживать и более широ­кие слои римских свободных граждан. На расстоянии одного дня пути рас­полагались главные почтовые станции -мансио, где можно было сменить по­возку, возничего, поесть и переноче­вать. Между двумя мансио находилось обычно шесть - восемь промежуточных станций - мутацио, где при необходи­мости меняли лошадей. Почту достав­ляли и пешие послы (курсориус), и конные гонцы (вередарии). Кроме пи­сем перевозились пассажиры и грузы. Для этого использовались повозки стро­го определенных типов (рис. 14, а) - от легких двухколесных, запряженных лошадьми, до тяжелых четырехколес­ных, в которые запрягалось 8-10 лошадей, мулов, ослов или волов. Все было расписано до мельчайших под­робностей: и виды отправлений, и гру­зоподъемность повозок, и категории пассажиров, и служащих, их содержа­ние и т. д.

Этой системе связи мы обязаны и появле­нием слова "почта". Особых названий стан­ции не имели. Если нужно было указать станцию, то писали или говорили: "станция, находящаяся в пункте N " или "промежуточ­ная станция, находящаяся в пункте NN ". От слова "позита" - "находящаяся" - воз­никло со временем слово "почта", которое в XIII в. вошло в большинство европейских языков. Многие исследователи считают, что слово "почта" в средневековой Европе впер­вые употреблено на итальянском языке ("poeste")B 1298 г. в известной книге Марко Поло "Путешествие

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Безопасность. Обзоры. Ноутбуки. Звуки и карты. Windows